Дом Африки, приближенный к Небу

  Аддис-Абеба расположена на Эфиопском нагорье, на склонах горы Энтото и прилегающих к ней холмах. Перепад высот над уровнем моря разных ее частей почти 900 м, и многие улицы проложены, сообразуясь с рельефом местности. Из-за чего получился один из самых хаотично застроенных городов мира. Более или менее упорядочена его северная часть — центр. В других частях города множество глинобитных домов, которые жители возводили сами. Улицы в таких кварталах часто не имеют названия, а если имеют, то это вовсе не значит, что так же они называются на карте

Сбылась мечта Менелика II —в 1963 г. в Аддис-Абебе была принята Хартия африканского единства и создана конфедерация государств Африки Организация Африканского Единства (ОАЕ) со штаб-квартирой в Аддис-Абебе. Своими программными целями ОАЕ провозгласила укрепление единства и солидарности африканских государств, защиту их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрение международного сотрудничества. В 2002 г. ОАЕ была распущена, по той причине, что, по мнению оппонентов глав государств, у них на родине она превратилась в «союз диктаторов».

Правопреемником ОАЕ стал Африканский союз, объединивший 54 государства Африки. Кроме того, в Аддис-Абебе находится штаб-квартира Экономической комиссии ООН для Африки, Совет Восточных Православных Церквей и еще 120 различных иностранных миссий и представительств.

Эфиопия — оплот христианства в Африке, а почти 75% ее населения — православного вероисповедания. Православие в Эфиопии имеет свою специфику, его наименование, по церковной лексике, — монофизитство, от древнегреческих слов «монос» — «один» и «физит» — «природа, естество». Монофизитская христологическая доктрина основана константинопольским архимандритом Евтихием в 451 г. По ней, в Иисусе Христосе божественное начало поглотило человеческое, он — суть Бог. Практика монофизитства включает в себя некоторые нормы иудаизма и ислама: празднуется суббота, существует запрет на свинину, мальчикам делают обрезание на восьмой день жизни.

Читайте также  Красные подземные храмы Лалибелы

Есть разница в обрядах по сравнению с русской православной церковью. Проповеди здесь распеваются, мужчины и женщины молятся раздельно: женщины — в правой стороне храма, мужчины — в левой, и т. д. 

Эфиопы считают, что они — народ, особо приближенный к Небу: ведь Бог отдал им высокогорье. В эфиопской священной «Книге о славе царей» (XII в.) содержится легенда о любви царицы Савской (эфиопы называют ее Македа) и царя Соломона. Царица Савская — правительница аравийского царства Сава (Шеба), имевшего колонии в Абиссинии. В Библии описывается ее визит к царю Соломону в Иерусалим, но нет сведений о близких отношениях между ними.

 А эфиопская легенда гласит, что царица Савская провела в Иерусалиме несколько месяцев и по возвращении в Аксум родила сына. Он-то (Менелик I) якобы и стал родоначальником царской династии Эфиопии (Абиссинии). Все ее императоры считали себя их потомками и носили титул «Лев Иудеи». Менелик I, по другой легенде, когда вырос, проник в дом отца и хитростью выманил у него священный Ковчег Завета с заповедями Моисея. Считается, что Ковчег хранится в Аксуме, в храме Божией Матери Сионской, под охраной монахов, хотя его никто никогда не видел. Символ Ковчега табот был похищен британцами в горной крепости Магдала в 1868 г.

 В 2002 г. он был обнаружен в Эдинбурге, возвращен Эфиопии и помещен в Кафедральный православный собор Св. Георгия. Этот собор примечателен и как архитектурное сооружение. Он восьмигранный, итальянский архитектор Себастьяно Кастанья создавал его, ориентируясь на африканскую архитектуру, как он ее понимал. При соборе есть музей, где экспонируются витражи работы знаменитого эфиопского художника Афуорка Тэкле и коллекция оружия, использовавшегося в войнах с итальянцами, кроме ружей — еще и изогнутые мечи, трезубцы и шлемы, украшенные львиными гривами.

Читайте также  Красные подземные храмы Лалибелы

Эфиопия — бедная страна. Ее ВВП в 2011 г. на душу населения по ППС составил $1092, а номинальный — $365. Почти половина населения страны неграмотна, неконтролируемый приток крестьян в столицу будет продолжаться, работу в провинции найти крайне трудно. И вот что замечают внимательные путешественники: если еще несколько лет назад эти люди ходили в шлепанцах из автомобильных покрышек, то теперь они носят дешевую, но настоящую обувь.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

 Культовые сооружения: православные соборы Св. Георгия (1896 г.), Св. Троицы (1942 г.), католический Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Св. Георгия армянской апостольской православной церкви (1935 г.), собор Медеханиалем, мечеть Анвар (1930-е гг.).

 Здания: дворец Менелика II (1894г.), Национальный дворец (резиденция президента), Дом Африки (витраж «Африка: прежде, теперь и в будущем» А. Тэкле, площадью 150 м2), где проводятся важные международные конференции, Национальная библиотека, Национальный театр, Театр Хагер-Фикир.

 Музеи: Национальный, Археологический, Института эфиопских исследований, Аддис-Абебы, Этнографический, Естественной истории, Железнодорожный, Почтовый.

 Рынок Аддис-Меркато.

 Зоопарк «Львиная пещера», в котором содержатся редкие львы абиссинской породы с черной гривой.

 В окрестностях — Национальный парк Менегаша.

ЛЮБОПЫТНО

 В Аддис-Абебе есть улица Русских Врачей. Она была названа так в честь тех, кто работал в первом медицинском учреждении города и страны — русском госпитале — в 1898-1906 гг. В 1947 г. Общество Красного Креста и Красного Полумесяца СССР открыло в Аддис-Абебе общедоступную больницу имени Деджазмача Балча. «Балча-госпиталь» — российский госпиталь Красного Креста, многопрофильная клиника, работает в Аддис-Абебе и сегодня.

 В часовне храма Св. Троицы захоронены останки императора Хайле Селассие I. Часовня, как и собор Св. Георгия, где этот негус был коронован, — места паломничества растаманов, почитающих его как пророка бога Джа. Растафарианство — религиозное движение, связанное с музыкой регги. Сам термин «растафари» возник от имени Рас (принц) Тафари, которое носил Хайле Селассие до коронации в 1930 г.

Читайте также  Красные подземные храмы Лалибелы

 В театре Хагер-Фикир ставят пьесы классического европейского репертуара — творения Шекспира, Шиллера и Мольера.

 По календарю, принятому в Эфиопии, каждый из 12 месяцев имеет по 30 дней и есть пять или шесть эпагоменальных дней (не вошедших ни в один месяц года — по александрийскому календарю) в конце года, обычно выделяемых в 13-й месяц. Число эпагоменальных дней определяет, простой год или високосный. Счет лет начинается с 29 августа 8 года н. э. по юлианскому календарю. В третье тысячелетие Эфиопия вступила 11 сентября 2008 г. В канун Нового года — Энктутаташа — вечером на главной площади города зажигается огромный, высотой до шести метров, костер из стволов и ветвей эвкалипта.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *